Если чувствуешь страсть и любовь к растениям, рисовать надо обязательно
опубликовано 14/02/2022
Интервью с Натальей Прийдак, художником Центрального сибирского ботанического сада СО РАН
Ботаника имеет глубокие корни в человеческой истории. Особенно бурно она начала развиваться в эпоху великих географических открытий. Именно тогда стала особенно востребованной ботаническая иллюстрация, так как требовалось описать огромное количество неизвестных науке видов. Эта традиция, несмотря на технологичность нашего времени, сохраняется и в XXI веке. О ботаническом рисунке, его значении и истории, о профессии ботанического иллюстратора мы беседуем с Натальей Прийдак, художником Центрального сибирского ботанического сада СО РАН.

Наталья Прийдак: «Ботаническая иконография – достаточно редкая и древняя профессия». Фото автора.
Наталья работает в небольшой комнате на первом этаже. У нее за стеной, в соседней комнате — одна из частей гербария, главного богатства любого ботанического сада. Эта коллекция образцов растений, собранных со всего света, но в первую очередь из Сибири, является бесценной с точки зрения ее научного значения. Всего в ЦСБС хранится более 800 тысяч гербарных листов и пакетов высших растений, лишайников и грибов.

Чтобы не мешать соседям по лаборатории, мы перебираемся на третий этаж, в зимний сад и усаживаемся за круглый стол. Через огромные окна во всю стену виден партер перед зданием института с елями и обширным газоном, знакомый, пожалуй, почти всем новосибирцам. Яркое предвесеннее солнце, небо – февральская лазурь. Мы с Натальей давно знакомы, поэтому беседуем на «ты».
— Наташа, как ты думаешь, почему ботанический рисунок до сих пор так важен? Есть же фотографии, их можно сделать много, разного масштаба… Почему он до сих пор жив?
— На мой взгляд, это отчасти какой-то парадокс. Но для комплексного представления ботанического объекта одной фотографией, похоже, не обойтись. По-хорошему, растение нужно иллюстрировать и фотографиями, и рисунками. Во-первых, рисунок так представляет растение, что лучше видны его диагностические признаки. Моей задачей как раз является изобразить растение, чтобы его можно было сразу узнать. На фотографии это не всегда бывает возможно. К тому же, довольно сложно бывает сфотографировать мелкие части растений, их легче нарисовать под микроскопом или бинокуляром.
— Получается, художник, который работает с ботанической иллюстрацией, синтезирует в итоговом рисунке разные элементы объекта?
— Да, это все можно поместить на один рисунок. Причем сделать это красиво. Это ведь еще и искусство. Во-вторых, это многовековая традиция. Считается хорошим тоном, что ботанические издания иллюстрируются художником. В этом проявляется преемственность школ ботанической иконографии…
— Иконографии?
— Да, изготовление ботанических рисунков с помощью гравюр получило название «ботаническая иконография». Кстати, о ее истории можно почитать в статье, которую я написала несколько лет назад.
У ботанической иллюстрации богатая история. Ею начали заниматься еще в Древней Греции. Потом рисунки растений попали в древние медицинские талмуды, которые писал Авиценна в Х веке, например. Дальше, с XV века, сформировалась европейская традиция изготовления гравюр. В России традиция изображения растений развилась благодаря немецкому и швейцарскому влиянию. Ботаников активно поддерживала Екатерина Великая. Занятие ботаникой — создание ботанических садов и частных ботанических коллекций, изготовление хорошо иллюстрированных ботанических книг — считалось весьма престижным.

Такие перья для туши – главный инструмент и большая ценность ботанического художника. Найти их в свободной продаже почти невозможно. Фото автора.
Это было дорогим удовольствием, делом, которым могли заниматься только богатые люди, элита. Ботаническая иллюстрация сначала находилась под патронажем императрицы, сейчас сохранилась уже как научная академическая традиция.

В XVIII-XIX веках ботаники, как правило, сами иллюстрировали свои работы. Темп жизни был другой, им хватало на это времени. У нас в ботаническом саду есть несколько человек, которые могут хорошо рисовать растения. Но сейчас ученые загружены написанием рейтинговых статей, им не до рисования.
Рисунки Натальи Прийдак
— Как так получилось, что ты стала художником в ботаническом саду?
— Если честно, почти случайно. Я не имею как такового художественного образования. Я закончила факультет естественных наук Новосибирского госуниверситета. Училась на химическом отделении, где мне очень не хватало биологического направления. Я люблю природу, растения, увлекаюсь путешествиями. Поэтому когда мне выпала возможность в ботаническом саду помогать ученым иллюстрировать их издания – красные книги, определители…
Наташа подробно рассказывает об этом удачном стечении обстоятельств. В ботаническом саду есть отдельная должность художника. Работавшая до нее сотрудница в 1999 году неожиданно уволилась. Это было большим ударом для ботсада, так как в работе находилась Красная книга растений Хакасии, для которой требовалось изготовление двухсот иллюстраций.
— Меня в ботсад привел Олег Костерин, мой будущий муж, к которому куратор проекта Иван Моисеевич Красноборов обратился с просьбой помочь. Олег заканчивал художественную школу, хорошо рисовал. Он исследователь с широкими научными интересами и в генетике, и в общей биологии, к тому моменту уже состоявшийся ученый, ему было некогда иллюстрировать красную книгу. А я, вчерашняя выпускница университета, восторженная дама, только что вернулась из похода на гору Белуха, вдохновленная путешествием на Алтай, как раз увлеклась рисованием. Мы взяли мой акварельный рисунок опавших осенних листьев в качестве наглядного образца и пришли в ботсад.

Иван Моисеевич посмотрел на него, но ничего не сказал, – рисовать-то надо… Достал несколько гербарных образцов, среди которых был венерин башмачок настоящий. Помню, что свое первое растение я рисовала дня три, почти круглосуточно. Его и рисунки еще двух растений я принесла профессору Красноборову для ревизии. Это было очень волнительно. Он посмотрел рисунки, сказал, отлично, давай садись рисовать, как раз нужно быстро изготовить двести штук. И начался, на самом деле, жуткий аврал.

Процесс с переизданием красных книг обычно организован из рук вон плохо. Министерства обращаются к ученым в последний момент, за три месяца до дедлайна, хотя между переизданиями красных книг десять лет, и можно было бы всё сделать спокойно и обстоятельно. В случае с хакасской красной книгой времени было побольше, но все равно пришлось привлекать еще художников. Вся моя семья в этом поучаствовала, включая маму и брата. Олегу Костерину тоже досталось порисовать. Все вместе мы этот проект благополучно завершили.

В 2000 году Иван Моисеевич предложил мне постоянную работу в Центральном сибирском ботаническом саду. Я сказала ему, что не смогу физически и психологически с восьми до пяти сидеть на работе. Он сказал, ладно, пойдет. Неформально, конечно, но разрешил мне работать по свободному графику. И я устроилась на работу в ботсад.
Рисунки Натальи Прийдак
— Что для тебя дает это ботаническое рисование, кроме небольшой зарплаты?
— Да, зарплата небольшая, но плюсы перевешивают. Ботсад — прекрасное место работы. Сюда люди приезжают издалека и платят деньги, чтобы просто здесь погулять, посмотреть на экспозиции. А я имею возможность каждый день здесь находиться — в зимнем саду, в лесу ботанического сада…

Мне предлагали поначалу пойти в аспирантуру и начать научную карьеру. Для этого нужно было выучить с нуля ботанику, сдать аспирантские экзамены… Увидев с какой скоростью в тот момент, в начале 2000-х, сокращали научных сотрудников, я решила, что останусь-ка я, пожалуй, в экологической нише ботанического иллюстратора.

Еще это давало мне то, что иногда я выезжала на пленер, в экспедиции, договариваясь с кем-то из ботаников или энтомологов. Я объясняла это необходимостью посмотреть на объекты в природе более внимательно. Что, в общем, недалеко от истины. Иногда мне и в экспедиции удавалось рисовать. К примеру, в Якутии удалось порисовать и на Алтае. Рисовать живое растение с натуры — это редкая роскошь.
— Сам процесс рисования растения довольно сложен. Не всякий сможет скрупулезно вырисовывать мелкие детали растения, верно?
— В детстве я любила вязать, что-то срисовывать. Тщательность, с одной стороны, это хорошо, и она мне доставляет удовольствие. С другой стороны, довольно медленно получается, потому что хочется, чтобы все было и грамотно, и красиво.
— Можно ли научиться рисовать растения?
— Думаю, да. Особенно, если уже есть некоторые способности к рисованию и художественное образование. На своих мастер-классах я сталкивалась с тем, что некоторые участники в отведенные час-полтора рисуют сходу быстрее и лучше, чем я, например. У меня для изображения одного растения уходит от одного до пяти дней.
— Ты не боишься конкуренции из-за большого количества иллюстраторов?
— Что-то как-то не наблюдается конкурентов. Есть художница в Иркутске, еще одна нашлась недавно в Ханты-Мансийске, до этого я для них рисовала. У меня такое впечатление, что ботанические иллюстраторы в нашей стране пока большая редкость. Быть может, людей не устраивает зарплата, возможно, у кого-то нервы сдают, потому что вообще-то для того, чтобы постоянно так работать, нужно иметь крепкое здоровье — чтобы хондроз не мучил и спина не болела — и большое терпение. Нужно уметь сидеть в напряженном и сосредоточенном состоянии и иметь хорошее зрение.
— Ты заметила какие-то изменения в себе после того, как вот уже более двух десятилетий рисуешь растения?
— Конечно, для меня открылись многие ботанические тайны! Чтобы хорошо рисовать растения, нужно прилично знать ботанику. К примеру, достается тебе экземпляр из гербария – сухонький, коричневый, сморщенный, с которого нужно изобразить живое растение. Начинаются бесконечные консультации, поиски фотографий, поиски очевидцев, которые могут точно знать какого цвета цветок у растения и другие важные подробности, особенно если нужно изобразить диагностические признаки увеличенно. Части растения из гербария необходимо распарить, рассмотреть под бинокуляром. Мне и самой приходилось это делать, и, конечно, очень сильно помогают специалисты по отдельным группам.
Рисунки Натальи Прийдак
Дальше мы беседуем с Натальей о странном феномене человеческого восприятия — plant blindness — «слепота по отношению к растениям». Как правило, люди, не интересующиеся ботаникой, когда смотрят на растения, не видят их различий. На лугу, например, тридцать видов растений, но такие наблюдатели их не различают — цветочки и цветочки, травка и травка… Получается так: не различаем — не замечаем, не замечаем — не ценим.
— В чем ценность такого узнавания растений?
— Это путь к экосистемному подходу. Когда видишь все эти части единого целого, как они друг к другу подогнаны и гармонично сочетаются, как идеально функционируют, понимаешь насколько непроста природа. Начинаешь видеть не только растения, но и животных, экосистему целиком, понимаешь насколько экосистема – это волшебный, уязвимый, нежный, единый организм, начинаешь чувствовать восторг по отношению к нему. Возникает философский вопрос, как это все возникло…
— Слава Богу, что есть эволюция! Можно так поиронизировать…
— Да-да! Именно так. (Смеется.)
— Если кто-то из читателей захочет научиться рисовать растения, что бы ты им посоветовала?
— Все просто. Надо брать образец и начинать рисовать, пробовать себя, свои возможности. Это занятие требует достаточно много времени и усидчивости. Но если человек чувствует страсть и любовь к растениям, тогда да, рисовать надо обязательно...
Прощаясь, говорим о новых проектах. Оказывается, недавно дирекцией ботсада был инициирован проект по подготовке полевого атласа-определителя растений Алтая. Атлас планируется издать в черно-белом варианте в стилистике всемирно известной многотомной «Экскурсионной флоры Германии» немецкого ботаника Вернера Ротмалера. Знатоки алтайской флоры уже начали подбирать растения для иллюстраций, а Наталья делать наброски. Без сомнения, это будет отличный подарок для всех любителей сибирской природы.
Лук мелкоголовый (Allium tytthocephalum)
 Марь вонючая (Chenopodium vulvaria)
Клаусия солнцепёчная (Clausia aprica)
Ферула джунгарская (Ferula songаrica)
Медуница мягкая (Pulmonaria mollis)
Рисунки Натальи Прийдак
Александр Дубынин,
специально для сайта ЦСБС СО РАН
Ссылка на статью в сборнике Перейти
Ссылка на статью (отдельно) Перейти
Мастер-класс Натальи Прийдак «Ботанический рисунок». Видео Евгения Маркова. Перейти
Список публикаций и проиллюстрированных изданий Н.Прийдак Перейти